Close

Подводная фотосъемка

Подводная фотосъемка - хит сезона 

Привезти из отпуска фотографии экзотических пейзажей, конечно, приятно – и еще приятнее показывать их друзьям, да и самим любоваться. А если у вас этой экзотики уже четыре альбома, и она уже не так сильно радует, и не впечатляет друзей (у которых таких фотографий на шесть альбомов)? Если хочется разбавить отпускные впечатления чем-то ярким и незабываемым и дополнить домашний альбом необычными и красивейшими снимками – то вам прямая дорога под воду. То есть в дайвинг и подводную фотосъемку. Для такого экстремального отдыха нужно иметь навыки подводного плавания и соответствующее оборудование. В этой статье мы расскажем о водонепроницаемых боксах для цифровых фотокамер и основных принципах подводной съемки.

 

Что предлагают?

Для подводной фотосъемки можно использовать разные устройства. К примеру, приобрести специальный подводный аппарат. Камер в защищенном корпусе, способных выдержать погружение под воду, не очень много, но большинство фотолюбителей смогут подобрать себе нужную модель. Цифровые камеры, с которыми можно погружаться без защитного бокса, производят Pentax, Sony и Casio. Nikon, занимаясь производством уникальных пленочных «амфибий», о цифровой технике почему-то подзабыла, но выпускает подводные боксы для ряда своих Coolpix.

Компания Pentax недавно выпустила модель Pentax WP, «амфибию», способную «продержаться» под водой до 30 минут

Более удобным решением является покупка водонепроницаемого бокса для обычного аппарата. Боксы более устойчивы к воздействию воды, нежели «амфибии» — с ними можно погружаться надолго и глубоко.у. В настоящее время можно найти подходящий бокс буквально для любой камеры, хотя компаний — производителей подобных аксессуаров совсем немного. Самые крупные и известные компании, производящие подводные боксы для очень многих компактных камер, — Ikelite и Aquatica. Для своих аппаратов делают подводные боксы Olympus, Canon, Nikon и Casio.

Подводные цифровые камеры на рынке России

Модель Разрешение матрицы Оптический зум Класс защиты
Casio GV- 20 G.BROS 2 Мп
Pentax Optio 43WR 4 Мп
Pentax Optio WP   5 Мп
Sony Cyber-shot DSC-U60 2 Мп
Источник: ZOOM.CNews

Компания Ewa-Marine предложила самый дешевый способ защитить камеру от воды, выпустив серию гибких пластиковых «пакетиков» для фотоаппаратов. Это универсальные решения – не нужно подбирать чехол для конкретной модели, главное, чтобы камера свободно в него помещалась. В каждом из этих «пакетиков» имеется специальное окно для объектива. Просто кладете камеру в «пакетик», закрываете водонепроницаемый клапан и наслаждаетесь подводной съемкой. Управлять фотоаппаратом можно напрямую, без дублирующих клавиш на чехле: все кнопки камеры легко прощупываются. Конечно, не стоит погружаться с таким чехлом на большие глубины, но сфотографироваться в акваланге будет очень просто. К тому же такой «пакет» защитит камеру от пляжного песка и брызг воды.

Такие чехлы-«пакеты» недороги и удобны, если не нырять глубоко

Самыми популярными являются боксы из прозрачных крепких материалов. Здесь уже дублируются органы управления аппарата (по-разному у каждой модели) и предусматривается подключение внешней вспышки для подводной съемки. Степень «навороченности» бокса напрямую зависит и от модели камеры: например, подключение внешней вспышки к цифровым «мыльницам» вряд ли будет предусмотрено.

Самые доступные по цене водостойкие боксы выпускает фирма Ikelite. Эта компания специализируется на производстве подобного оборудования, а потому разработала собственную технологию их создания. Они приспосабливают фактически один и тот же бокс для всех моделей камер, лишь немного изменяя его. Серийно же выпускаются варианты для всех популярных камер Nikon, Canon, Minolta, Sony. Такие боксы выдерживают погружение до 60 метров, однако их материал (акрил) «не любит» сильных ударов, и чехол может разбиться о камень или коралл.

Известные производители выпускают подводные боксы для своих популярных камер (бокс для Olympus C-5000)

Существуют еще несколько компаний, занимающихся производством водостойких боксов. Среди них можно назвать Amphibico, Sealux, Aquatica. Помимо подводных боксов, все эти компании производят великое множество аксессуаров для подводной съемки: компасы, фонари, дополнительные вспышки …

Что же выбрать?

Для начала разберемся, что же требуется от бокса. Самое главное – он должен быть абсолютно герметичен. Все стыки и отверстия должны быть защищены резиновыми накладками и заглушками. Затем он должен выдерживать давление воды. Боксы бывают рассчитаны на различную глубину – от 3 до 80 и более метров. Соответственно, чем большее давление он выдерживает, тем дороже стоит. Здесь нужно определиться, на какую глубину вы собираетесь погружаться. Конечно, это зависит и от места отдыха – где-то красивые подводные пейзажи можно найти уже на глубине 3 метра, а где-то придется нырять очень глубоко. При большом погружении возникнет еще и проблема с очень низким уровнем освещенности, и тогда понадобится мощное дополнительное освещение. В общем-то, для любительской камеры предельной глубиной можно считать метра четыре — в зависимости от прозрачности воды.

Еще на боксе должны быть кнопки для управления камерой. На каких-то моделях будут вынесены все кнопки, а на каких то – только кнопка спуска. Вообще-то под водой не стоит полностью полагаться на автоматику, если только у камеры нет специального режима подводной съемки. Так что чем больше органов управления вынесено на бокс, тем лучше. Не забывайте и о возможности использования «пакетика» — самого удобного и практичного способа снимать так, как вы привыкли делать это на суше.

Производители стараются сделать боксы максимально удобными в обращении и выносят на них практически все кнопки (бокс для Canon S1 IS)

И, конечно, на боксе должен быть иллюминатор для объектива с хорошим стеклом. На самом деле у любого бокса он есть (даже у «пакетиков»). Постарайтесь при покупке внимательно изучить окошко для объектива – оно должно быть абсолютно прозрачным, без каких-либо изгибов и царапин. В противном случае не получатся красивые фотографии, а тогда какой смысл во всем предприятии?

Что еще может потребоваться под водой? Очень полезна будет широкоугольная насадка на объектив камеры. С ней снимки получатся гораздо лучше. Если же вы действительно заинтересованы в получении подводного фото профессионального качества, постарайтесь найти для камеры розовый фильтр: он поможет сгладить эффект поглощения красных лучей. На большой глубине вам также может понадобиться очень мощная вспышка с широким углом освещения (порядка 95–120 градусов).

На практике …

Все не так просто, как кажется. Дело в том, что даже надеть чехол на камеру – процесс непростой: ведь стоит воде попасть внутрь аппарата – с камерой можно прощаться. Именно поэтому, выбрав бокс и надев его на камеру в соответствии с инструкцией, не спешите погружать аппарат в воду. Сначала проверьте, не осталось ли каких-нибудь щелей в защитном чехле, все ли клапаны закрыты. В первый раз погружать бокс в воду лучше без камеры – тогда, даже если протечка есть, вы не лишитесь фотоаппарата. И только если все прошло хорошо, надевайте акваланг и ныряйте в воду.

Бокс для Sony T7 сделан в том же стиле, что и камера

Если в камере есть специальный режим для подводной съемки, можно сказать, что вам очень повезло – дело в том, что съемка в воде имеет множество тонкостей, не свойственных обычной фотографии. Использование подводных режимов съемки значительно упрощает задачу фотолюбителя.

Почему же съемка под водой может вызвать какие-то проблемы? Первая и главная причина – в самой воде, в которой плавают множество микроорганизмов, водоросли и песок. Из-за этих мелких частиц вода плохо пропускает красную часть спектра, поэтому на глубине все окрашивается в голубой и зеленый цвета, к тому же ухудшается контраст. И чем глубже вы погрузитесь, тем меньше цветов можно будет различить.

Все из-за того же поглощения красной части спектра снимки удаленных предметов могут стать голубоватыми – чем дальше предмет, тем синее он становится, а фон за ним получается излишне темным. Бороться с этим можно, снимая в направлении снизу вверх: тогда хотя бы фон объекта будет ярко-голубым.

На многих боксах есть резьба для установки фильтров (бокс для Canon PowerShot A520)

Помимо того, что вода препятствует прохождению части спектра, она еще и рассеивает свет. Если вы на расстоянии от объекта попробуете сделать снимок, используя встроенную вспышку, то у вас, возможно, ничего не получится. Мелкие частицы в воде рассеивают свет в направлении, противоположном направлению его падения, то есть свет встроенной вспышки попадет в объектив камеры. И единственный метод «борьбы» с этим эффектом – применение внешней вспышки. Располагать ее надо как можно выше, направляя свет на объект съемки, но под углом к объективу. Лучше всего использовать специальную подводную вспышку на высокой штанге.

И, наконец, последний эффект, о котором стоит знать начинающему дайверу с фотоаппаратом в руках. Если вы хотите заснять объект, который не влезает в кадр полностью – лучше найдите самый интересный его вид и сфотографируйте с той точки, в которой сейчас находитесь. Попытки отплыть метра на 2–3 назад, чтобы уместить весь объект в кадр, могут привести к тому, что слой воды, находящийся между камерой и объектом, перекроет всю его красоту: контрастность, цвета, освещенность – все это ухудшится.

Навстречу рыбам и кораллам

Несомненно, подводные кадры в альбомах очень красивы и производят хорошее впечатление на всех. Тем не менее, не стоит ожидать сверхъестественных результатов от своего первого же опыта. Занимайтесь подводной съемкой как можно дольше, учитесь на собственных ошибках – лишь тогда можно будет ожидать получения красивых кадров. И главное, не отставайте от инструктора – под водой все кажется намного ближе, чем есть на самом деле, а объем воздуха в баллонах ограничен.

Людмила Принцевская / Марина Лаптева

Источник: zoom.cnews.ru