До настоящего времени мировой рекорд по глубоким погружениям с открытым циклом принадлежал Марку Эллиоту, 313 м, который Марк установил в сентябре 2003 в Тайланде.
Нуно Гомез уже предпринимал попытку установить мировой рекорд в 23 июля 2004 года в Дахабе, но из-за возникших проблем с оборудованием он смог опуститься только на 271 метров.
Рекорд в фактах:
Дата: 10 июня 2005
Глубина: 318, 25
Кол-во баллонов: 35 (4*18л, 2*14л, 29*12л)
Продолжительность погружения: 12 часов
Смеси: 10 смесей (5 Тримикс, 3 найтрокс, воздух, кислород)
Смесь, использовавшийся на рекордной глубине - секрет Нуно.
В прошлом году Нуно использовал Тримикс 4/80, некоторые говорят, что в этом году в смесе было меньше кислорода.
О Нуно
Нуно Гомез начал нырять в 1978 году, живет в Южной Африке. В 1996 он установил мировой рекорд по пещерным погружениям -282,6 метров, что до сих пор является мировым рекордом.
Йоанна: Поздравляем Вас с установленным рекордом. Мы бы хотели узнать, сколько людей помогали Вам в установлении рекорда.
Нуно: В воде мне помогали 17 дайверов-ассистентов. Еще несколько человек на борту, как, например, Юниор, который отвечал за приготовление всех смесей до начала и во время погружения и, конечно, Лэне, которая одна считается за 3-х. Всего нас было 21.
Йоанна: Обычно технические дайверы самостоятельно готовят все свои смеси. А Вы доверили эту работу в чужие руки.
Нуно: Эти руки не чужие. Я очень доверяю Юниору, но, конечно, окончательно я сам проверял все приготовленные им смеси. Он выполнил свою работу великолепно и только он на самом деле знает, какие смеси я использовал, но обещал держать это в секрете.
Йоанна: В обучении техническому дайвингу, мы придерживаемся философии "Доверяй только себе и рассчитывай только на себя". Вы же доверились 17 ассистентам, что не соответствует данной философии.
Нуно: Да, обычно я сам придерживаюсь этой философии, но такой рекорд невозможно выполнить в одиночку. Все ассистенты были отобраны мною лично и Збышеком из Планет Дайверз. Все были великолепны, и команда ассистентов работала как часовой механизм. Самое главное для нас было время, и все это отлично понимали. Многие из членов команды были очень инициативны. Некоторые, скажем так, боялись проявлять инициативу, скорее всего из-за недостатка опыта, но при этом безукоризненно и вовремя делали все, что от них требовалось. Если бы эти люди не помогали мне, то и меня бы здесь не было.
Йоанна: Если уж мы говорим об этом месте, почему Вы выбрали именно Красное море и Дахаб для проведения рекорда? В мире так много мест для погружений.
Нуно: Я давно решил, что это будет именно Красное море. Решение относительно Дахаба появилось после того, как я встретил Лэшека Чарнэтцки в Южной Африке. Он сказал мне, что, если я решу сделать рекорд в Красном море, то это должно быть именно в Дахабе и в Планет Дайверс. Он тоже хочет установить рекорд в будущем. Мы были здесь уже в прошлом году, и я, к сожалению, сделал тогда только 271 метр. Это утвердило меня в решении вернуться именно сюда. Я приехал сюда, потому что это лучшее место и люди, работающие здесь, предоставляют мне лучшую организацию погружения и поддержку. Мы стали друзьями еще в прошлом году. В принципе, Египет не так далеко расположен от ЮАР (приемлемое время перелета, стоимость билетов), и атмосфера здесь очень приятная. …чаще всего. Мы использовали прекрасный новый бот, который был устойчив даже на больших волнах. Море было очень неспокойным именно в этот день, и волны были такие большие, что с борта не было видно декомпрессионный буй.
Йоанна: Вы планировали зайти в лагуну на декомпрессионную остановку. Что произошло?
Нуно: Мы практически выполнили свой план. Дело в том, что я делал очень много погружений в этом месте, и там никогда не было такого странного течения. Ветер дул в одном направлении, а течение было в противоположном. На декомпрессионную остановку Збышек тащил меня в лагуну сначала на скутере, а потом на Зодиаке.
Йоанна: Никто же не говорил, что это будет легко.
Нуно: Я не ждал, что все будет легко. Когда устанавливаешь рекорд, это и не может быть легко.
Йоанна: Каков теперь план? Вы планируете устанавливать новый рекорд?
Нуно: Я уже являюсь рекордсменом Книги Рекордов Гиннесов по пещерным погружениям с 1996 года. У меня всегда была мечта быть рекордсменом по двум погружениям: пещерные и глубокие. И теперь эта мечта сбылась.
Йоанна: А если кто-то побьет Ваш рекорд? Вы будете пытаться дальше?
Нуно: Может быть я буду ставить рекорд еще раз. Но я не думаю, что погружаться ниже просто невозможно. Если бы я мог опуститься еще метров на 6 глубже, поверьте мне, я бы это уже сделал. На этой глубине все мое тело тряслось, и я уже опасался за свою жизнь. Я решил не идти дальше, потому что я должен был быть в состоянии отвязать указатель глубины. Без него этот рекорд не был бы засчитан. Я знаю точно, как глубоко я погрузился.
Йоанна: И как вы себя ощущали в тот момент, когда вы отвязывали указатель глубины. Вы уже тогда знали, что Вы установили рекорд.
Нуно: Чувство облегчения! Первое что нужно сделать, когда решаешь, что ниже ты не опускаешься, это установить нейтральную плавучесть, потому что ты очень быстро погружаешься и ты имеешь отрицательную плавучесть. Это было не очень легко, потому что одной рукой ты держишься за линь, и можешь поддувать камеры компенсатора только одной рукой. То есть нужно быть уверенным, что ты поддерживаешь нейтральную плавучесть и только потом ты начинаешь плыть. И когда ты начинаешь подвсплывать, ты понимаешь - все, я возвращаюсь домой.
Йоанна: Для многих технических дайверов самая сложная работа начинается с момента, когда ты решаешь всплывать. У вас был немного другой взгляд.
Нуно: Только благодаря такому взгляду это и был мировой рекорд. Погружение на такую глубину уже само по себе испытание и вызов. В данном случае декомпрессия это тоже испытание, но уж не настолько серьезное, как достижение максимальной глубины.
Йоанна: А вернуться живым на поверхность и порадоваться своему рекорду? Это тоже испытание.
Нуно: Посмотрите на это с такой стороны, если я опускаюсь только на 150 метров, это не вызов.
Йоанна: Не для Вас
Нуно: Не для меня, я это делал много раз. В этом случае 3 часа декомпрессии это как раз вызов. В установлении рекорда настоящий вызов это только рекордная глубина.
Йоанна: На какой отметке именно глубина становится для вас испытанием?
Нуно: Я думаю, что каждое погружение глубже 150 метров это уже вызов и очень часто может быть проблемой. На этих глубинах уже нет гарантий.
Йоанна: Очень многие задаются вопросом, почему вы используете открытый цикл, а не ребризеры.
Нуно: Ребризеры не подходят для такого погружения. Они слишком опасны и погубили многих дайверов.
Йоанна: То есть Вы не планируете использовать ребризеры? Вы ими уже пользовались?
Нуно: Да, я пробовал. И, конечно, они очень полезны в некоторых погружениях. Но очень многие люди покупают ребризеры только потому, что они выглядят "технически". Плюс к этому, нет ни одного производителя ребризеров во всем мире, который гарантируют работу ребризеров при погружениях глубже, чем на 150 метров.
Йоанна: А вы знаете производителей регуляторов, которые дают гарантию, что они будут работать глубже 150 метров.
Нуно: Нет. Хотя да, знаю - Посейдон.
Йоанна: Гарантия на 318,25 метров???
Нуно: Нет, конечно. Во всяком случае, на 200 метров. Но я могу подтвердить, что они работают и на большей глубине.
Йоанна: А какие компьютеры вы используете на такой глубине?
Нуно: Я использовал два. VR3 (гарантия только на 200 метров), а второй компьютер - это мой старый компьютер. Мне его специально привезли из США в 1996 году, они не очень известны, фирмы US Tec. Он очень старый, но исправно работал на всех моих погружениях.
Йоанна: Вы все еще работаете инструктором по дайвингу?
Нуно: Я инструктор и тренер инструкторов по техническим, пещерным и тримикс погружениям, а так же тренер морских капитанов. Я не рекламирую себя и не ищу клиентов. Я учу только, если меня об этом специально просят.
Йоанна: В какой организации?
Нуно: CMAS. CMAS имеет полную программу технического дайвинга. В ЮАР они первые появились на рынке технического дайвинга в начале 90-х, все остальные пришли позже.
Йоанна: Что вы думаете о новых системах и организациях технического дайвинга и об этом растущем рынке?
Нуно: Они все прекрасны. Делают одно и тоже, самое главное найти хорошего инструктора, а это уже не вопрос организации.
Йоанна: Насколько дороги курсы, которые Вы проводите?
Нуно: Курсы совсем не дороги, у меня обычные цены. Если кто-то хочет нырять со мной, пожалуйста. Мы можем организовать для Вас не только дайвинг, но и само путешествие и пребывание в ЮАР.
Йоанна: Насколько для вас важна Лэне в вашей жизни, её участие в этом проекте и в установлении рекорда?
Нуно: Важнее всего. Для меня, так же как и для проекта. Она провела весь менеджмент проекта и во многом этот проект был для ней даже сложнее, чем для меня. Вы не сможете произвести такое погружение без безупречной помощи, со стороны Лэне и всей команды. Я очень благодарен тому, что они все в меня верили и я мог им доверять. Вся команда очень воодушевлено и слажено работала, я бы никогда этого не сделал без них. И без большого количество спонсоров, которые поддержали этот проект.
Йоанна: Сколько стоил весь проект?
Нуно: Я всего сам не знаю, но это было дорого - приезд всех из ЮАР, бот, все смеси и т.д.. Я рад вдвойне, потому что я установил этот рекорд не только для меня но и для всех, кто мне помогал, потому что они делали рекорд вместе со мной.
Йоанна: Вы должны быть очень счастливы, что вас окружает столько доброжелателей.
Нуно: Это так же важно для меня как и сам рекорд.
Интервью было проведено Йоанной Канненберг 13 июня 2005 года в Дахабе.
Йоанна является курс директором PADI, DSAT Tec Deep и DSAT Trimix инструктором.
Облик города неповторим смешением эпох и культурных стилей. Описание достопримечательностей Каира заняло бы не одну страницу, а, пожалуй, и объёмный том. Средневековый город сохранил узкие извилистые улочки с традиционной застройкой 2 – 4 этажными оштукатуренными домами. Старый Каир насчитывает св. 400 архитектурных памятников.
Первой столицей Финляндии был город Турку. И главной досотпримечательностью этого славного городка считаеся, по праву, его замок. Большинство туристических экскурсий и маршрутов начинается именно с этого замка. Замок Турку является одним из наиболее выдающихся творений средневекового каменного зодчества на Балтике.
К югу от Гизы, на границе с пустыней, на несколько километров тянется равнина с пирамидами. Примерно в 15 км отсюда находится самый большой и знаменитый город мёртвых, Некрополь Саккары (Saqqâra), который, начиная с I династии, служил кладбищем для близлежащего Мемфиса.